Богатыри из снега, разбойники из Рачевки и антирождественский карнавал из 30-х годов.
Все мы знаем, что в нашей стране именно Рождество до Октябрьской революции и в первые годы после нее играло роль главного праздника в году. Потом многие рождественские традиции перенесли на разрешенный для советских граждан Новый год, а другие попросту забылись. В канун Рождества мы расскажем вам, как в Смоленске праздновали Рождество больше ста лет назад, а также вспомним, как потом боролись с этим религиозным праздником.
Главная городская елка
Из старых газет и архивных материалов известно, что в 1889 году главная елка Смоленска была установлена в Лопатинском саду. Лесную красавицу высотой с трехэтажный дом привезли на трех повозках из Демидова. Территорию около елки украсили так, что нынешние смоляне могут только позавидовать: из снега вылепили Бабу-ягу, Змея Горыныча Конька-Горбунка, Иванушку-дурачка на печке. Стояли там и 33 снежных богатыря с выставленными вперед копьями, на которых висели медовые пряники.
Шествие и катание на тройках
От Успенского собора в 1889 году по городу шло торжественное шествие, участники которого пели церковные песнопения. В центре Смоленска работали торговые палатки. Горожане и приезжие с радостью катались на тройках.
Искатели приключений из Рачевки
Впрочем, мирные развлечения не всем были по духу. Чтобы потратить свою энергию молодежь часто пускалась искать приключения. Особенно буйным нравом, по свидетельствам современников, отличалась молодежь Рачевской слободы. Собравшись большой компанией, парни отправлялись гулять в другие районы, где задирали местных жителей. Зная об их привычке, при приближении рачевских компаний горожане часто запирали двери и окна. Однако озорники могли пробраться в дом на праздник даже разобрав печную трубу.
«Ни одного прогула в дни старого рождества!»
В первые советские годы Рождество праздновали, как и прежде. Антирелигиозная пропаганда и запреты начались позже – в 30-е годы. Вот тогда в Смоленске начали проводить целые «антирождетсвенские» кампании: антирелигиозные митинги и концерты, а иногда даже карнавалы, на которых всячески высмеивали антинаучную сущность «опиума для народа», которым капиталисты охмуряли бедняков.
Во время одного из таких карнавалов рабочие-печатники даже отвезли на свалку два гроба с надписями «религия» и «капитал». Еще одним важным направлением борьбы с Рождеством была явка в этот день на работу. Отсюда и лозунг того времени: «Ни одного прогула в дни старого Рождества!»
Возвращение праздника
Однако скоро власти поняли, что оставлять людей без праздника не совсем правильно. Именно тогда роль главного не идеологического торжества в году взял на себя Новый год, которые в 30-е годы реабилитировали, первоначально назвав детским праздником.
А вот о том, когда в Смоленске появились первая советская елка и Дед Мороз, мы уже рассказывали ранее.
По материалам книги Д.В. Валуева и И.Б. Красильникова «Из истории повседневной жизни Смоленска (1929-1985 гг.) и информации этнографического отдела Смоленского музея-заповедника.